взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Эндокринология I пара – обонятельный нерв
просмотров - 296

Значение органа обоняния у человека неоценимо при ориентации в окружающей среде. Он контролирует качество пищи и вдыхаемого воздуха, а также имеет значение «обонятельная память» в смысле узнавания запаха и формирования эмоций – как положительных, так и отрицательных. Обонятельные пути отличаются значительной сложностью и обилием связей с различными структурами головного мозга. Это обстоятельство отражает эволюцию ЦНС, когда на ранних этапах филогенеза весь передний мозг (prosencephalon) являлся чисто обонятельным (rhinencephalon), а значит, в головном мозге сохранилось много структур, принадлежащих обонятельному анализатору (переднее продырявленное вещество, прозрачная перегородка, сосцевидные тела, таламус, свод, миндалевидное тело, поясная извилина, парагиппокампальная извилина и гиппокамп, зубчатая извилина).

Периферическим звеном обонятельного анализатора является I пара черепно-мозговых нервов – N. OLFACTORIUS, представляющий собой систему последовательно расположенных нейронов – рефлекторную цепь, благодаря которой становится возможным проведение импульса от воспринимающих аппаратов (R) к подкорковым и корковым центрам.

В слизистой полости носа, в области верхнего носового хода и части перегородки (обонятельная зона площадью 1см.кв.) находятся биполярные клетки – I нейрон обонятельного пути. У человека насчитывается до 10 млн. биполярных клеток. Пахучие вещества (молекулы) с потоком воздуха попадают в обонятельную зону, растворяются в слое слизи и комплементарно взаимодействуют с рецепторами биполярных клеток, образуя белковые комплексы. Рецепторы трансформируют энергию химического раздражения в нервный импульс (рис. 11).

Рис. 11. Схема периферического звена обонятельного анализатора.

От биполярных клеток отходят 15-20 стволиков, формирующих обонятельный нерв. Эти нити проходят через продырявленную пластинку в переднюю черепную ямку и здесь, на основании мозга образуют синаптическую связь с митральными клетками – II нейрон цепи. Совокупность митральных клеток - ϶ᴛᴏ обонятельные луковицы. От митральных клеток начинается центральный обонятельный путь, представленный обонятельным трактом, переходящим в обонятельный треугольник и далее в переднее продырявленное вещество, где ход нервных волокон снова синаптически прерывается (III нейрон). Далее обонятельный нерв делится на 3 пучка (полоски), каждый из которых достигает подкорковых и корковых центров разными путями - по трем «этажам» (рис. 12). В конечном итоге информация стекается в область крючка сводчатой извилины на медиальной поверхности полушария.

Рис. 12. Схема проводящих путей обонятельного анализатора.


Читайте также


  • - I I I момент - Выведение плечиков.

    Цель: Содействовать биомеханизму родов в осуществлении наружного поворота головки и внутреннего поворота плечиков. 1. Акушерка просит роженицу потужиться и наблюдает, как поступательное движение головки плода во время схватки сопровождается поворотом затылка к... [Ознакомиться подробнее.]


  • - I этап - Захватывание ножки (ножек) и извлечение плода до пупочного кольца

    Захватить переднюю ножку рукой таким образом, чтобы большой палец располагался вдоль икроножных мышц, а остальные обхватывали ножку спереди, что предупреждает возможность перелома. Производить тракции вниз и кзади. По мере появления из половой щели бедра, захватить его... [Ознакомиться подробнее.]


  • - I. Взятие мазков у женщин.

    1. Надеть перчатки. 2. Разделить стеклографом предметное стекло на 4 отдела («U», «V», «С», «R»). 3. Вытереть сухим стерильным тампоном область уретры и парауретральных ходов. 4. Массировать уретру пальцем со стороны влагалища, прижимая ее к лобковой кости. 5. Забрать материал... [Ознакомиться подробнее.]


  • - I. Науково-методичне обгрунтування теми

    Витягання плода за тазовий кінець є операцією розродження через при­родні пологові шляхи при тазовому передлежанні. Мертвонарожденість при тазових передлежаннях залишається високою і дотепер, тому правильно і вчасно виконана операція розродження при цій патології... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II этап - Извлечение плода до уровня нижнего угла лопаток

    8. Продолжить влечение плода горизонтально на себя до рождения плода до нижнего угла лопаток. С этого момента головка плода вступает во вход в таз и прижимает пуповину к костному кольцу. Поэтому дальнейшие манипуляции до рождения головки плода должны занять не более 5... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II этап - Отыскивание и захват ножки плода.

    7. Отыскать ножку плода рукой введенной в полость матки коротким или длинным способами. Продвижению руки в полости матки может препятствовать плечико плода (при поперечном положении) или головка (при косом положении плода). При этом необходимо внутренней рукой переместить... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) організацію спеціалізованої допомоги вагітним з екстрагенітальною патологією: спеціалізовані диспансери (кабінети), підліткові кабінети, дільничні педіатри, терапевти територіальних поліклінік, жіночі кон­ сультації,... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) що таке великий (велетенський) плід; 2) основні причини, що викликають розвиток великого плода; 3) основні методи діагностики великого плода; 4) особливості перебігу вагітності та пологів при великому плоді; 5) особливості... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Після вивчення теми студент повинен знати: 1) етіологію та патогенез позаматкової вагітності; 2) класифікацію позаматкової вагітності залежно від локалізації; 3) клініку та симптоматику позаматкової вагітності; 4) основні принципи діагностики, диференційну... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    У результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) структуру жіночої консультації. 2) основні завдання роботи жіночої консультації. 3) основні показники роботи жіночої консультації. 4) основні показання для направлення вагітних в стаціонар. 5) основні фактори... [Ознакомиться подробнее.]