взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Эндокринология I. Диффузный токсический зоб, болезнь Грейвса, базедова болезнь
просмотров - 316

Диффузный токсический зоб (ДТЗ) — генетически (наследственно) детерминированное аутоиммунное заболевание, обусловленное выработкой специфических тиреоидстимулирующихаутоантител, что влечет диффузное увеличение размеров щитовид­ной желœезы,а так же приводит к стойкому повышению продукции тиреоидных (Т3, Т4) гормонов (гипертиреозу) с последующим нарушением деятельности различных органов и систем, в первую очередь сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Заболевание чаще возникает у женщин 20-50 лет (соотношение мужчин и женщин составляет 1:10). Преобладание женщин связано с частыми нейроэндокринными перестройками женского организма (беременность, лактация, менструальный период, пременопауза). Предрасполагающими факторами считают также пубертатный период, невротическую конституцию, нейроциркуляторную дистонию, протекающую с выраженными вегетативными проявлениями.

Этиология и патогенез. Наследственный характер заболевания подтверждается тем, что у 15% больных ДТЗ есть родственники с тем же заболеванием и около 50% род­ственников имеют циркулирующие в крови тиреоидныеаутоантитела.

Между прочим, изучение антигенов гистосовместимости (HLA-антигенов) показало, что чаще всœего диффузный токсический зоб сочетается с наличием у больного гена HLA-B8, данный ген у больных ДТЗ встречался в 2 раза чаще, чем у здоровых людей. А наличие генов HLA-Dw3 и HLA-DR3 увеличивает риск заболевания ДТЗ еще больше – в 4 и 6 раз соответственно по сравнению с наличием HLA-B8. В случае если у больного ДТЗ имеются гены HLA-B8, HLA-Cw3 и HLA-DR3, то это помимо увеличения щитовидной желœезы приводит к развитию офтальмопатии. В этом случае воздействию ауто-антител будет подвергаться не только щитовидная желœеза, но и ретробульбаоная клетчатка. Особенно это относиться к гену HLA-DR3, его носительство сопряжено с увеличением риска развития офтальмопатии в 3,8 раза.

Несмотря на наследственную предрасположенность, большое значение имеют непосредственные причины провоцирующие развитие заболевания, к ним относятся:

· сильная психическая травма, тяжелый стресс

· перенесенные инфекционные заболевания (грипп, ангина, ревматизм, туберку­лез и др.),

· заболевания гипоталамо-гипофизарной области, черепно-моз­говая травма, энцефалитом,

· беременность, прием больших доз йода, повышенная инсоляция и др.

ДТЗ рассматривают, как заболевание, возникающее в результате врожденного дефекта иммунного контроля.Полагают, что при этом заболевании ТТГ-рецепторы тиреоцитов являются первичными ауто-антигенами. Наследственная предрасположенность состоит по сути в том, что у больного имеется врожденная недостаточность антиген-специфических Т-супрессоров, которые в норме подавляют "за­прещенные" клоны Т-лимфоцитов. В результате "запрещенные" клоны Т-лимфоцитов выживают и взаимодействуют с ауто-антигеном щитовидной желœезы (ТТГ-рецепторы). Затем в иммунологическую реакцию вовлекаются В-лимфоциты, отвечающие за об­разование аутоантител. В-лимфоциты и плазматические клетки начинают вырабатывать аутоантитела к измененнымТТГ-рецепторам (др. название тиреоидстимулирующие имму­ноглобулины). Эти антитела воздействуют на фолликулярный эпителий щитовидной желœезы, оказывая на него стимулирующее действие. Это приводит к увеличению массы щитовидной желœезы, ее повышенной васкуляризации и избыточной продукции тиреоидных гормонов (Т3, Т4).


Читайте также


  • - I I I момент - Выведение плечиков.

    Цель: Содействовать биомеханизму родов в осуществлении наружного поворота головки и внутреннего поворота плечиков. 1. Акушерка просит роженицу потужиться и наблюдает, как поступательное движение головки плода во время схватки сопровождается поворотом затылка к... [Ознакомиться подробнее.]


  • - I этап - Захватывание ножки (ножек) и извлечение плода до пупочного кольца

    Захватить переднюю ножку рукой таким образом, чтобы большой палец располагался вдоль икроножных мышц, а остальные обхватывали ножку спереди, что предупреждает возможность перелома. Производить тракции вниз и кзади. По мере появления из половой щели бедра, захватить его... [Ознакомиться подробнее.]


  • - I. Взятие мазков у женщин.

    1. Надеть перчатки. 2. Разделить стеклографом предметное стекло на 4 отдела («U», «V», «С», «R»). 3. Вытереть сухим стерильным тампоном область уретры и парауретральных ходов. 4. Массировать уретру пальцем со стороны влагалища, прижимая ее к лобковой кости. 5. Забрать материал... [Ознакомиться подробнее.]


  • - I. Науково-методичне обгрунтування теми

    Витягання плода за тазовий кінець є операцією розродження через при­родні пологові шляхи при тазовому передлежанні. Мертвонарожденість при тазових передлежаннях залишається високою і дотепер, тому правильно і вчасно виконана операція розродження при цій патології... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II этап - Извлечение плода до уровня нижнего угла лопаток

    8. Продолжить влечение плода горизонтально на себя до рождения плода до нижнего угла лопаток. С этого момента головка плода вступает во вход в таз и прижимает пуповину к костному кольцу. Поэтому дальнейшие манипуляции до рождения головки плода должны занять не более 5... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II этап - Отыскивание и захват ножки плода.

    7. Отыскать ножку плода рукой введенной в полость матки коротким или длинным способами. Продвижению руки в полости матки может препятствовать плечико плода (при поперечном положении) или головка (при косом положении плода). При этом необходимо внутренней рукой переместить... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) організацію спеціалізованої допомоги вагітним з екстрагенітальною патологією: спеціалізовані диспансери (кабінети), підліткові кабінети, дільничні педіатри, терапевти територіальних поліклінік, жіночі кон­ сультації,... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) що таке великий (велетенський) плід; 2) основні причини, що викликають розвиток великого плода; 3) основні методи діагностики великого плода; 4) особливості перебігу вагітності та пологів при великому плоді; 5) особливості... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Після вивчення теми студент повинен знати: 1) етіологію та патогенез позаматкової вагітності; 2) класифікацію позаматкової вагітності залежно від локалізації; 3) клініку та симптоматику позаматкової вагітності; 4) основні принципи діагностики, диференційну... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    У результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) структуру жіночої консультації. 2) основні завдання роботи жіночої консультації. 3) основні показники роботи жіночої консультації. 4) основні показання для направлення вагітних в стаціонар. 5) основні фактори... [Ознакомиться подробнее.]