взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Эндокринология II пара – зрительный нерв
просмотров - 310

Представляет собой периферический отдел зрительного анализатора. Его задача – проведение нервных импульсов от сетчатки к центрам в головном мозге.

Рис. 13. Световоспринимающие клетки

в сетчатке глаза.

Световоспринимающие рецепторы (R) расположены в зернистом слое сетчатки - ϶ᴛᴏ I нейрон, который имеет вид палочек или колбочек (рис. 13).В сетчатке человека насчитывается от 75 до 150 млн. R – клеток – палочек, отвечающих за светоощущение, и 5 – 7 млн. колбочек, обеспечивающих цветоощущение, ᴛ.ᴇ. дневное зрение. Энергия светового раздражения трансформируется в нервный импульс, который из палочек и колбочек по их аксонам передаётся на биполярные клетки сетчатки (II нейрон) и далее на мультиполярные клетки ганглионарного слоя (III нейрон) (рис. 14). Аксоны ганглиозных клеток, сближаясь, образуют ствол зрительного нерва, содержащий примерно 1 млн. волокон. Место выхода зрительного нерва из сетчатки – слепое пятно. Латеральнее от него на 4мм расположено жёлтое пятно – средоточие колбочек, от которых идет макулярный пучок и присоединяется к основному стволу зрительного нерва.

Рис. 14. Схема расположения первых трех нейронов в сетчатке глаза.

В соответствии с топографией в зрительном нерве выделяют 4 части:

- внутриглазную, которая прободает сосудистую оболочку и склеру глазного яблока;

- глазничную, простирающуюся от глазного яблока до зрительного канала (canalis opticus);

- внутриканальную, равную по длинœе протяженности зрительного канала;

- внутричерепную, расположенную на основании головного мозга в подпаутинном пространстве в цистерне перекреста от зрительного канала до зрительного перекреста.

Общая протяжённость зрительного нерва около 50 мм. При этом наибольшей по длинœе является глазничная часть (25 – 35 мм.). В глазнице зрительный нерв окружен внутренним и наружным влагалищами, которые являются продолжением твердой и мягких оболочек головного мозга и сращены со склерой. Между влагалищами зрительного нерва находится щелœевидное пространство, сообщающееся с межоболочечными пространствами внутри черепа.

Рис. 15. Путь зрительного анализатора (схема):

1– сетчатка; 2 - неперекрещенные волокна зрительного нерва; 3 - перекрещенные волокна зрительного нерва; 4 - зрительный тракт; 5 - латеральное коленчатое тело; 6 - radiatio optici; 7 – извилина вокруг шпорной борозды.

Примерно по серединœе глазничной части в ствол зрительного нерва снизу проникает центральная артерия сетчатки (ветвь глазной артерии), которая располагается внутри нерва рядом с одноименной веной.

На основании мозга правый и левый nn. optici сближаются и 2/3 волокон совершают перекрест, а оставшаяся часть волокон остается неперекрещенной (несёт информацию с латеральных областей сетчатки – рис. 15). В результате каждое полушарие мозга получает импульсы одновременно из правого и левого глаза. Это обеспечивает синхронность движений глазных яблок и бинокулярное зрение (у земноводных и рептилий движения глазных яблок автономны, зрение монокулярное, т.к. у них имеется полный перекрест зрительных нервов).


Читайте также


  • - II этап - Извлечение плода до уровня нижнего угла лопаток

    8. Продолжить влечение плода горизонтально на себя до рождения плода до нижнего угла лопаток. С этого момента головка плода вступает во вход в таз и прижимает пуповину к костному кольцу. Поэтому дальнейшие манипуляции до рождения головки плода должны занять не более 5... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II этап - Отыскивание и захват ножки плода.

    7. Отыскать ножку плода рукой введенной в полость матки коротким или длинным способами. Продвижению руки в полости матки может препятствовать плечико плода (при поперечном положении) или головка (при косом положении плода). При этом необходимо внутренней рукой переместить... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) організацію спеціалізованої допомоги вагітним з екстрагенітальною патологією: спеціалізовані диспансери (кабінети), підліткові кабінети, дільничні педіатри, терапевти територіальних поліклінік, жіночі кон­ сультації,... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) що таке великий (велетенський) плід; 2) основні причини, що викликають розвиток великого плода; 3) основні методи діагностики великого плода; 4) особливості перебігу вагітності та пологів при великому плоді; 5) особливості... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Після вивчення теми студент повинен знати: 1) етіологію та патогенез позаматкової вагітності; 2) класифікацію позаматкової вагітності залежно від локалізації; 3) клініку та симптоматику позаматкової вагітності; 4) основні принципи діагностики, диференційну... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    У результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) структуру жіночої консультації. 2) основні завдання роботи жіночої консультації. 3) основні показники роботи жіночої консультації. 4) основні показання для направлення вагітних в стаціонар. 5) основні фактори... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    В результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) класифікацію геморагічного шоку; 2) діагностику геморагічного шоку різного ступеня; 3) основні принципи лікування геморагічного шоку; 4) причини розвитку ДВЗ-синдрому; 5) класифікацію ДВЗ-синдрому за клінічним... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. АНАМНЕЗ

    1. Наследственность. 2. Перенесенные заболевания. 3. Менструальная функция: а) время появления первых менструаций; б) через какое время установилась, если сразу не установилась, то за этот период какой имели тип и характер; в) тип менструаций: по сколько дней длятся, через... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. Базисні знання

    1. Основні та додаткові розміри таза жінки, розміри доношеного плода. 2. Пальпація матки за методом Леопольда. 3. Вагінальне дослідження, його ціль, можливості, небезпечність. 4. Сучасні інструментальні методи дослідження в акушерстві (УЗД, ФКГ та ін.). 5. Роль... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. Базові знання

    1. Будова жіночого кісткового таза, м'яких тканин пологового каналу, кровопостачання та інервація органів малого тазу. 2. Плід як об'єкт пологів. 3. Фізіологія вагітності та пологів, рівні руху голівки відносно орієнтирів малого таза в динаміці пологів. 4. Біомеханізм... [Ознакомиться подробнее.]