взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Эндокринология II. Эндемический и спорадический зоб (йоддефицитные заболевания).
просмотров - 306

Эндемический зоб — одно изсамых распространенных неинфекцион­ных заболеваний. Этиологически оно являетсяйоддефицитным. По данным ВОЗ, более чем 1,5 млрд. жителœей Земли не получают вместе с пищей достаточного количества йода. У 650 млн. человек на фоне дефицита йода отмечается увеличение щитовид­ной желœезы - эндемический зоб, а у 45 млн. жителœей планеты дефицит йода привел к развитию умственной недостаточностью.

Суточная потребность йода составляет 100-200 мкᴦ. Постоянный дефицит йода, который наблюдается в определœенных районах большинства европейских стран, в том числе и в России, не только является причиной увеличения щитовидной желœезы, но и приводит к целому ряду других патологических состояний, наиболее распространенным из которых является эндемический зоб.

В России дефицит йода имеется практически на всœей территории, включая такие города, как Санкт-Петербург и Москву, но дефицит йода более выражен в восточных регионах страны (включая Тюменскую область и ее автономные округа), и чаще встречается у сельских жителœей, чем у городского населœения.

В СССР вопрос с профилактикой дефицита йода также носил острый характер, но был практически полностью решен за счет массового выпуска йодированной соли к 70-м годам. К сожалению, за последнее десятилетия это проблема вновь стала крайне острой. Сотрудники Эндокринологического научного центра РАМН установили наличие йодного дефицита͵ практически «зобной эпидемии», практически на всœей территории России.Потребление йода жителями России в три раза ниже нормы. Следствием йодного дефицита является высокая распространенность эндокринных заболеваний - до 15% среди городского и до 40% среди сельского населœения.Снизились темпы интеллектуального и физического развития детей, увеличилось количество выкидышей и мертворождений. В РФ вновь зарегистрировано увеличение частоты случаев кретинизма, связанного с внутриутробным дефицитом йода.

Постоянный дефицит йода у беременной, а затем у матери приводит к необратимым изменениям мозга у плода и новорожденного, задержке умственного и физического развития (кретинизму), умственной отсталости (олигофрении). В йоддефицитных регионах отмечает­ся снижение интеллектуального потенциала всœего населœения (на 15—20%), у женщин нарушается репродуктивная функция, увеличивается число выкиды­шей и мертворожденных.

По данным главного эндокринолога Тюменской области: Одним из критериев в оценке эффективности профилактики является охват домашних хозяйств потреблением йодированной соли. По РФ он равен 27%, а считается, что должен быть 90%. Показатель в Тюменской области выглядит несколько лучше — 52%. …«По частоте … мы относимся к территории умеренного йодного дефицита. С 90-х годов проводятся программы профилактики с помощью йодированной соли. Но за 20 лет ликвидация йодного дефицита так и не достигнута͵ так как нет законодательной базы, которая дала бы возможность проводить всœеобщую профилактику, снабжая йодированной солью всœе слои населœения. Каждая семья решает проблему самостоятельно. В 96 странах мира закон о йодопрофилактике принят, и там практически ликвидирован йодный дефицит». …«Что огорчает, это как раз то, что заболевание очень легко профилактировать, но люди не спешат это делать. Не нужно больших денег, нужно лишь донести до жителœей, что дефицит йода — это серьезно. В случае если зоб мы можем уменьшить, назначив терапию, то сниженный интеллект останется на всю последующую жизнь


Читайте также


  • - II этап - Извлечение плода до уровня нижнего угла лопаток

    8. Продолжить влечение плода горизонтально на себя до рождения плода до нижнего угла лопаток. С этого момента головка плода вступает во вход в таз и прижимает пуповину к костному кольцу. Поэтому дальнейшие манипуляции до рождения головки плода должны занять не более 5... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II этап - Отыскивание и захват ножки плода.

    7. Отыскать ножку плода рукой введенной в полость матки коротким или длинным способами. Продвижению руки в полости матки может препятствовать плечико плода (при поперечном положении) или головка (при косом положении плода). При этом необходимо внутренней рукой переместить... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) організацію спеціалізованої допомоги вагітним з екстрагенітальною патологією: спеціалізовані диспансери (кабінети), підліткові кабінети, дільничні педіатри, терапевти територіальних поліклінік, жіночі кон­ сультації,... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) що таке великий (велетенський) плід; 2) основні причини, що викликають розвиток великого плода; 3) основні методи діагностики великого плода; 4) особливості перебігу вагітності та пологів при великому плоді; 5) особливості... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Після вивчення теми студент повинен знати: 1) етіологію та патогенез позаматкової вагітності; 2) класифікацію позаматкової вагітності залежно від локалізації; 3) клініку та симптоматику позаматкової вагітності; 4) основні принципи діагностики, диференційну... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    У результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) структуру жіночої консультації. 2) основні завдання роботи жіночої консультації. 3) основні показники роботи жіночої консультації. 4) основні показання для направлення вагітних в стаціонар. 5) основні фактори... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    В результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) класифікацію геморагічного шоку; 2) діагностику геморагічного шоку різного ступеня; 3) основні принципи лікування геморагічного шоку; 4) причини розвитку ДВЗ-синдрому; 5) класифікацію ДВЗ-синдрому за клінічним... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. АНАМНЕЗ

    1. Наследственность. 2. Перенесенные заболевания. 3. Менструальная функция: а) время появления первых менструаций; б) через какое время установилась, если сразу не установилась, то за этот период какой имели тип и характер; в) тип менструаций: по сколько дней длятся, через... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. Базисні знання

    1. Основні та додаткові розміри таза жінки, розміри доношеного плода. 2. Пальпація матки за методом Леопольда. 3. Вагінальне дослідження, його ціль, можливості, небезпечність. 4. Сучасні інструментальні методи дослідження в акушерстві (УЗД, ФКГ та ін.). 5. Роль... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. Базові знання

    1. Будова жіночого кісткового таза, м'яких тканин пологового каналу, кровопостачання та інервація органів малого тазу. 2. Плід як об'єкт пологів. 3. Фізіологія вагітності та пологів, рівні руху голівки відносно орієнтирів малого таза в динаміці пологів. 4. Біомеханізм... [Ознакомиться подробнее.]