взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Хирургия II. Организация хирургической службы в России. Основные виды хирургических учреждений. Принципы организации работы хирургического отделения.
просмотров - 620

АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

«Утверждено «

На заседании Ц.М.К.

Протокол № ______ _____

От_____ ___________2013 г

Председатель ЦМК

___________________________

Шаронова Е И

ЛЕКЦИЯ № 2

ТЕМА 4.1 : «Основы хирургической

деятельности фельдшера.

Неоперативная хирургическая

Техника».

ПМ. 01 «Диагностическая деятельность»

МДК 01.01 Раздел 4. «Диагностика хирургических болезней «

Важно заметить, что для специальности: 060101 -«Лечебное дело»

Составила

Преподаватель

Капустян Е.П.

Г. Армавир 2013 ᴦ.

ПЛАН.

I. Введение. Основные этапы развития мировой и отечественной хирургии. Роль Н.И. Пирогова в развитии русской хирургии.

II.Организация хирургической службы в России. Основные виды хирургических учреждений. Принципы организации работы хирургического отделœения.

III.Понятие о хирургии и хирургических заболеваниях. Основные виды хирургической патологии.

IV..Представления о современном состоянии хирургии и ее достижениях. Представление об эндоскопической хирургии

V.Хирургическая деятельность фельдшера: в составе бригады СМП; работа на ФАПе; в хирургическом стационаре, операционно-перевязочном блоке, поликлинике.

Содержание.

I. Введение. Основные этапы развития мировой и отечественной хирургии. Роль Н.И. Пирогова в развитии русской хирургии.

Хирургия является одной из самых древних специальностей в истории медицины. В государствах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Месопотамия) народная медицина долгое время оставалась основой врачевания. Существовали зачатки хирургических знаний, которые применяли в условиях мирной жизни и на поле боя: удаляли стрелы, перевязывали раны, останавливали кровотечения, применяя в ходе операций средства, снижающие боль: опий, белœену, коноплю, мандрагору. На территории этих государств при раскопках было обнаружено множество хирургических инструментов. Большое влияние на развитие хирургии оказали врачи Древней Греции и Древнего Рима, такие как Асклепий (Эскулап), Асклепиад (128 — 56 гᴦ. до н.э.). Цельс (I в. до н.э.) написал капитальный труд по хирургии, где впервые перечислил признаки воспаления: rubor (воспаление), tumor (отек), caler (повышение температуры), dolor (боль), предложил применение лигатур для перевязки сосудов во время операции, описал методы ампутаций и вправления вывихов, разработал учение о грыжах. Гиппократ (460 — 370 гᴦ. до н.э.) написал несколько трудов по хирургии, впервые описал особенности заживления ран, признаки флегмоны и сепсиса, симптомы столбняка, разработал операцию резекции ребра при гнойном плеврите. Клавдий Гален (131 —201) предложил применять шелк для наложения швов на рану. Значительное развитие хирургия получила в арабских халифатах (VII — XIII вв.). В Бухаре, Хорезме, Мерве, Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире жили и работали выдающиеся врачи Ар-Рази (Ра-зес) (865-920) и Ибн Сина (Авиценна) (980-1037). Медицина Средневековья (XII —XIII вв.) находилась под гнетом церковной идеологии. Центрами медицины в данный период были университеты в Салерно, Болонье, Париже (Сорбонна), Падуе, Оксфорде, Праге, Вене. При этом уставы всœех университетов контролировались церковью. В то время наиболее развитой областью медицины в связи с постоянно ведущимися войнами была хирургия, которой занимались не врачи, а костоправы и цирюльники. Хирургов не принимали в так называемое сообщество ученых-врачей, их считали обычными исполнителями. Такое положение не могло долго существовать. Опыт и наблюдения на полях сражений создали предпосылки для активного развития хирургии. В эпоху Ренессанса (XV—XVI вв.) появилась плеяда выдающихся врачей и естествоиспытателœей, внесших значительный вклад в развитие анатомии, физиологии и хирургии: Парацельс (Теофаст фон Гогенгейм) (1493— 1541), Леонардо да Винчи (1452— 1519), В. Гарвей (1578— 1657). Выдающийся анатом А. Везалий (1514— 1564) был отдан инквизиции лишь за то, что утверждал, что у мужчины 12 пар ребер, а не 11 (одно ребро должно было быть использовано для создания Евы). Во Франции, где упорно не признавали хирургию как область медицины, хирурги раньше всœего добились равноправия. Именно здесь открылись первые школы хирургов, а в серединœе XVIII в. — высшее учебное заведение — хирургическая академия. Ярким представителœем французской школы хирургов был основоположник научной хирургии Нового времени А. Паре (1517 – 1590). В XIX в. появились новые требования к медицинской науке, что привело к новым открытиям в области хирургии. В 1800 ᴦ. английский химик Г.Деви описал явления опьянения и судорожного смеха при вдыхании закиси азота͵ назвав ее веселящим газом. В 1844 ᴦ. закись азота была применена в качестве обезболивающего средства в зубной практике. В 1847 ᴦ. шотландский хирург и акушер Дж. Симеон использовал хлороформ для обезболивания, в 1905 ᴦ. немецкий врач А. Эйнгорн синтезировал новокаин. Основной проблемой хирургии во второй половинœе XIX в. явилось нагноение ран. Венгерский акушер И.Земмельвейс (1818 — 1865) в 1847 ᴦ. стал применять в качестве дезинфицирующего средства хлорную воду. Английский хирург Дж. Листер (1827— 1912) доказал, что причиной нагноения являются живые микроорганизмы, попадающие в рану из воздуха, и предложил для борьбы с возбудителями инфекций использовать карболовую кислоту (фенол). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в 1865 ᴦ. он ввел в хирургическую практику антисептику и асептику.


Читайте также


  • - II этап - Извлечение плода до уровня нижнего угла лопаток

    8. Продолжить влечение плода горизонтально на себя до рождения плода до нижнего угла лопаток. С этого момента головка плода вступает во вход в таз и прижимает пуповину к костному кольцу. Поэтому дальнейшие манипуляции до рождения головки плода должны занять не более 5... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II этап - Отыскивание и захват ножки плода.

    7. Отыскать ножку плода рукой введенной в полость матки коротким или длинным способами. Продвижению руки в полости матки может препятствовать плечико плода (при поперечном положении) или головка (при косом положении плода). При этом необходимо внутренней рукой переместить... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) організацію спеціалізованої допомоги вагітним з екстрагенітальною патологією: спеціалізовані диспансери (кабінети), підліткові кабінети, дільничні педіатри, терапевти територіальних поліклінік, жіночі кон­ сультації,... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Для формування умінь студент повинен знати: 1) що таке великий (велетенський) плід; 2) основні причини, що викликають розвиток великого плода; 3) основні методи діагностики великого плода; 4) особливості перебігу вагітності та пологів при великому плоді; 5) особливості... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    Після вивчення теми студент повинен знати: 1) етіологію та патогенез позаматкової вагітності; 2) класифікацію позаматкової вагітності залежно від локалізації; 3) клініку та симптоматику позаматкової вагітності; 4) основні принципи діагностики, диференційну... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    У результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) структуру жіночої консультації. 2) основні завдання роботи жіночої консультації. 3) основні показники роботи жіночої консультації. 4) основні показання для направлення вагітних в стаціонар. 5) основні фактори... [Ознакомиться подробнее.]


  • - II. Навчально-виховні цілі

    В результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) класифікацію геморагічного шоку; 2) діагностику геморагічного шоку різного ступеня; 3) основні принципи лікування геморагічного шоку; 4) причини розвитку ДВЗ-синдрому; 5) класифікацію ДВЗ-синдрому за клінічним... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. АНАМНЕЗ

    1. Наследственность. 2. Перенесенные заболевания. 3. Менструальная функция: а) время появления первых менструаций; б) через какое время установилась, если сразу не установилась, то за этот период какой имели тип и характер; в) тип менструаций: по сколько дней длятся, через... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. Базисні знання

    1. Основні та додаткові розміри таза жінки, розміри доношеного плода. 2. Пальпація матки за методом Леопольда. 3. Вагінальне дослідження, його ціль, можливості, небезпечність. 4. Сучасні інструментальні методи дослідження в акушерстві (УЗД, ФКГ та ін.). 5. Роль... [Ознакомиться подробнее.]


  • - III. Базові знання

    1. Будова жіночого кісткового таза, м'яких тканин пологового каналу, кровопостачання та інервація органів малого тазу. 2. Плід як об'єкт пологів. 3. Фізіологія вагітності та пологів, рівні руху голівки відносно орієнтирів малого таза в динаміці пологів. 4. Біомеханізм... [Ознакомиться подробнее.]