взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Хирургия ШКАЛА СУММАРНЫХ ОЦЕНОК ЛАЙКЕРТА
просмотров - 315

Через четыре года после появления шкалы Терстоуна в противовес ей американский психолог Ренсис Лайкерт разработал другую процедуру со­ставления шкалы отношений. Лайкерт в 1932 году опубликовал статью «Тех­ника измерения аттитьюдов», где предложил иные принципы построения

шкалы и обработки полученных данных. Он назвал свою процедуру «шка­лой суммарных оценок», что достаточно точно отражает общий принцип ее построения.

Сейчас процедура Лайкерта широко используется при составлении пси­хологических тестов, социологических и социально-психологических анкет. Методика построения шкалы Лайкерта состоит из 6 этапов.

Первый этап. Для экспертной оценки подбираются от 50 до 100 сужде­ний. Требования к суждениям предъявляются такие же, как и в шкале Тер­стоуна, но добавляются два дополнительных требования:

- суждение должно быть оценочным, то есть давать положительную или отрицательную оценку изучаемого объекта или явления. По этой причине становится излишним требование процедуры Терстоуна о том, что одно и то же суждение не должны высказывать люди с противоположным мнением об объекте;

- суждение не должно быть нейтральным, оно должно выражать край­ ние точки зрения в отношении изучаемого объекта.

Из отобранных суждений составляется анкета.

Второй этап. Подбирается репрезентативная выборка экспертов, тако­го же объема, как и в процедуре Терстоуна.

Третий этап. Экспертная оценка суждений. Эксперт должен оценить каж­дое суждение по шкале, состоящей из 5-7 баллов. Лайкерт использовал 5-балльную шкалу. В случае если эксперт оценивает суждение как положительное, то высшее одобрение выражается максимальным баллом. В случае если же он оценивает суждение как отрицательное, то высшее неодобрение выражается минималь­ным баллом. В анкете баллы не проставляются, вместо них эксперту предла­гаются ответы типа: «очень одобряю; одобряю; не знаю; не одобряю; очень не одобряю» или «полностью согласен; согласен, но не полностью; не имею сво­его мнения на данный счет; не согласен; решительно не согласен» и т. п. В соци­альной психологии чаще всœего используются ответы следующих типов:

- оценка удовлетворенности, выявляющая психологическое состояние человека;

- оценка согласия, определяющая степень согласия человека с предла­ гаемым суждением;

- оценка, дающая возможность выразить свое отношение к тому или иному общественному явлению;

- оценка информированности, показывающая степень знаний о том или ином событии;

- оценка ценностных ориентации, уточняющая степень значимости для человека того или иного предмета или явления.

Для удобства математической обработки каждому ответу присваивается числовое значение. К примеру, на вопрос социального психолога: «Скажите, пожалуйста͵ насколько Вы удовлетворены своей работой?» можно предло-