взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Терапия Функции памяти и их нарушения
просмотров - 220

Каждая функция памяти (независимо от того, идет ли речь о кратковременной или долговременной, визуальной, семантической или эпизодической памяти) может быть сведена к трем компонентам (табл. 27.1.1). Речь идет о точности сохранения или кодирования информации, об эффективности процессов поиска и о тех структурно-функциональных особенностях (как, к примеру, вид связи и активации), которые действуют между кодами. Или, проще говоря, сохранение, поиск и связь [Vernetzen (нем.)связь, данный термин означает, что компоненты системы находятся во множественных взаимосвязях. — Прим. ред.] — это три важнейших параметра памяти человека (ср. три столбца в таблице). По этой причине неудивительно, что подобное делœение на три элемента присутствует и в классификации различных методов проверки памяти (ср. строку 2 в табл. 27.1.1 и следующий за ней раздел, посвященный диагностике). Функциональная возможность каждого из этих трех компонентов может понизиться под воздействием специфических факторов. В случае если при наличии таких факторов речь идет о не отклоняющихся от нормы или «повсœедневных» феноменах, то говорят о «забывании». Но если речь идет о влияниях, обусловленных болезнью (таких, как, к примеру, отравления; изменения, обусловленные нарушениями обмена веществ; шоковые состояния или распад, вызванный деменцией), тогда с полным правом можно употреблять термин «нарушение памяти». Выявленные взаимосвязи представлены в табл. 27.1.1.

Таблица 27.1.1. Классификация двух групп нарушений памяти, построенная на основе наиболее важных компонентов мнемической функции

    Компоненты функции
сохранение поиск связь
Вид функции Точность сохранения информации в долговременной и кратковременной памяти Эффективность процессов поиска в кратковременной и долговременной памяти Связь и ассоциации между кодами в долговременной памяти
Метод тестирования Тесты на узнавание Тесты на свободное воспроизведение Ассоциативные тесты
Забывание Выпадение информации, вызванное распадом, превышением объема информации или недостаточным вниманием Ошибки в процессе поиска, обусловленные процессами торможения, к примеру, проактивное и ретроактивное торможение Диссоциация, к примеру: «Tip of the Tongue» (феномен «вертится на языке»)
Нарушения Тип A Тип B
Дегенеративные амнезии, а также амнезии, вызванные несчастным случаем, болезнями головного мозга и сосудистыми заболеваниями Диссоциативные амнезии, вызванные, к примеру, процессами торможения, обусловленными, в свою очередь, эмоциональными нарушениями, шоком или употреблением наркотиков