взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Терапия ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ПЕРВОЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СЕССИИ
просмотров - 194

Перед началом первой сессии терапевт знакомится с результатами первично го обследования пациента. Доскональное диагностическое обследование не­обходимо для планирования эффективного лечения, поскольку наличие расстройств по Осям 1 и 2 (согласно DSM-IV-TR) определяет изменения стандартной когнитивной терапии для данного пациента (см. главу 16). Знакомство с актуальными жалобами и проблемами пациента͵ с его текущим состоянием симптомами и жизненным опытом позволяет терапевту сформулировать пер­вичную модель концептуализации пациента и общий план терапевтической вмешательства. Терапевт может набросать на бланке для заметок (см. главу 4, рис. 4.3) вопросы повестки дня, которые он считает нужным затронуть во вре­мя первой сессии.

Вот возможные цели терапевта для первой сессии.

1. Установление доверия и раппорта.

2. Знакомство пациента с когнитивной терапией.

3. Объяснение пациенту природы его расстройства, когнитивной модели и процесса когнитивной терапии.

4. Упорядочение жалоб пациента͵ определœение круга его проблем и внушение ему надежды на успех терапии.

5. Выявление (и, если крайне важно, коррекция) ожиданий пациен­та в отношении терапии.

Структура первой терапевтической сессии 49

6. Получение дополнительной информации о пациенте.

7. Использование дополнительной информации для составления списка целœей пациента.

Рекомендуемая структура первой сессии, способствующая достижению этих целœей, такова.

1. Определœение повестки дня (с логическим обоснованием ее целœесообразности).

2. Оценка состояния пациента с применением объективных мето­дов, оценочных шкал и тестов.

3. Выслушивание жалоб пациента и соотнесение их с результата­ми первичного обследования.

4. Распознавание проблем пациента и определœение целœей терапии.

5. Обучение пациента когнитивной модели.

6. Выявление ожиданий пациента в отношении терапии.

7. Разъяснение пациенту природы его расстройства.

8. Определœение домашнего задания.

9. Подведение итогов.

10. Обратная связь.

В случае если пациент в связи с определœенными психологическими проблемами принимает медикаменты, когда прием медикаментов необходим, либо если он злоупотребляет алкоголем или принимает наркотики, терапевт также включа­ет обсуждение этих важных фактов в повестку дня.

Прежде чем перейти к рассмотрению каждого элемента первой сессии, следует сделать предупреждение. В случае если пациент ощущает безнадежность или высказывает суицидальные намерения, цели и формат первой сессии (и лю­бой другой) крайне важно изменить. В этом случае задача первостепенной важности - оценить степень суицидальных намерений, выяснить, почему пациент ощущает безнадежность, и всœелить в него надежду (Beck и др., 1979; Frarmouw, dePerczel, & Ellis, 1990; Freeman, Pretzer, Fleming, & Simon, 1990). Необходимость в кризисном вмешательстве выходит на первый план и в том случае, если пациент находится в опасности или представляет потенциальную угрозу для окружающих.