взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Терапия Шаг 2. Выяснение модели клиента.
просмотров - 272

Выяснить модель клиента позволяет следующий вопрос: «Как вы счита­ете, что с вами происходит? Выберите один из ответов:

1)К вам привязалась такая-то болезнь?

2)Что-то не то делает ваш организм?

3)Что-то не то делаете вы сами?»

Шаг 3. Выбор техник.Этот момент работы принципиально зависит от того, какую модель вам удалось определить на предыдущем этапе. При этом не очень важно, как клиент ответил на вопросы шага № 2. Начитавшись ум­ных книжек, клиент может с готовностью сказать: «Да, конечно, это я сам де­лаю себя больным!». Но перед этим обронить фразу: «Совсœем замучила про­клятая болячка». Следует принимать во внимание, какую модель клиент неча­янно демонстрирует, а не то, в какую он пытается верить. И конечно, не стоит пытаться насильно менять модель клиента. На протяжении всœей книги я пишу о том, что любая модель клиента подходит для терапии. Вопрос в том, каких взглядов придерживается терапевт.

Итак, клиент может придерживаться трех моделœей.

Шаг 3.1.В случае если клиент считает, что к нему привязалась (на него напала, у него возникла и т. д.) какая-то болезнь, то его модель носит название диссоци­ированной. Он отвергает часть себя, воспринимая эту часть как внешний по­сторонний объект— болезнь. В этом случае терапевту стоит сохранить такую модель и начать применять интегрирующие методы работы: работу с «пустым стулом», работу с «делателœем симптома», проективные методики, работу с «энергией химических соединœений» и т.д.

Шаг 3.2. Клиент может занимать промежуточную позицию. К примеру, считать, что ошибается его организм. Я называю эту модель беспризорной. В этом случае за проявления болезни как бы никто не отвечает: ни внешний объект, ни сам клиент. Один из способов работы с такой моделью — попросить клиен­та всœе же определиться. К примеру, задать такой вопрос: «Как вы считаете, ваш организм — это вы или не вы? (Прошу отметить, что не ставлю своей целью пуститься в религиозные или философские Дебаты и еще раз подчеркиваю, что уважаю любую модель. Со многими верующими людьми разных конфессий я вполне успешно работал, никак не нарушая их убеждений.)(Вот в чем вопрос!)». Здесь отвертетьсятяжело. Организм может быть «не я», или «вроде бы я» и т.д. Тогда, конечно, у клиента всœе же диссоцированная модель. Только выяснять отношения емупри­дется со своим организмом. В этом случае шаг 3.2. очень похож на шаг 3.1. Но может оказаться, что клиент скажет: «Да, конечно, я и мой организм — это одно и то же». Или еще что-нибудь в этом роде. Тогда ваш клиент выбрал всœе же ассоциированную модель. Автоматически переходите к шагу 3.3.

Шаг 3.3. Ассоциированная модель. Модель, которая существует почти у всœех детей дошкольного возраста. Практически всœе малыши очень уверенно говорят: «Конечно, я сам делаю себя больным». Именно благодаря детям я задумался в свое время о странности медицинских моделœей. Даже когда я про­сил своих дошкольных клиентов рисовать свои болезни, они крайне редко изоб­ражали каких-нибудь монстров. К примеру, один мальчик нарисовал себя как растаявшего. Маленькие пациенты благодаря своей непосредственности еще не верят, что болезни нападают на них откуда-то. Поразительно, но, похоже, дети стремятся к большей ответственности за свою жизнь. Но закончим лири­ческое отступление. В случае если клиент говорит: «Да, это я сам создаю проявления своей болезни!» — то для терапевта это и плохо, и хорошо одновременно. Хо­рошо, потому что данный клиент сам подошел к ответственности за свое здоро­вье. Плохо, потому что работать придется в диалоге. Такой клиент не потерпит халтуры. Чтобы работать с ним, вам придется прекрасно осознавать себя.