взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Терапия Шкала оценки образа «Я»
просмотров - 277

Использование шкалы оценки образа «Я» позволяет определить отношение рес­пондентов к самим себе и соответствующим образом квантифицировать это отно­шение. Как правило, для получения корректных результатов использования этой шкалы анализа одних рисунков бывает недостаточно, в связи с чем возникает не­обходимость в обсуждении рисунков с их авторами. Это также позволяет избежать тех ошибок, которые бывают связаны с проекцией на рисунки респондентов собственных чувств и фантазий экспериментатора.

В соответствии с критериями шкалы оценки образа «Я», рисунки делятся на пять категорий с соответствующими им балльными оценками.

1. Рисунки, отражающие болезненные фантазии и оцениваемые в 1 балл (рес­пондент идентифицирует себя с грустным, беспомощным, одиноким, пы­тающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым или находящимся в смертельной опасности персонажем).

2. Рисунки, отражающие неприятные фантазии и оцениваемые в 2 балла (рес­пондент идентифицирует себя с испуганным, фрустрированным или не­счастным персонажем).

3. Рисунки, отражающие противоречивые фантазии и оцениваемые в 3 балла (респондент идентифицирует себя с переживающим противоречивые чув­ства или равнодушным персонажем, либо образ «Я» респондента неясен, когда он, к примеру, идентифицирует себя с рассказчиком).

4. Рисунки, отражающие приятные фантазии и оцениваемые в 4 балла (испы­туемый идентифицирует себя со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают).

5. Рисунки, отражающие фантазии, связанные с исполнением желаний, и оце­ниваемые в 5 баллов (респондент идентифицирует себя с сильным персо­нажем или с тем, кто, совершая деструктивные действия или, нападая, до­стигает своих целœей, а также с тем, кого любят).

Примеры оценки рисунков с использованием критериев шкалы оценки обра­за «Я» приводятся в американском и отечественной версиях методического ру­ководства.