взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Терапия Экспрессивная Техника
просмотров - 282

Осознанность может усиливаться как через суппрессию, так и посредством экспрессии. Сопротивление импульсу может способствовать возрастанию осознанности, подобно тому, как возрастает наше ощущение давления потока, когда мы ему противимся. Точно также в суппрессии кли-ше-обусловленных реакциях, играх,— составляющих не­которые наши реакции, мы осознаем выше автоматического реагирования.

Преувеличение экспрессии импульса — такой же эф­фективный подход для усиления осознанности. Более того, суппрессивные правила, о которых мы говорили раньше, могут рассматриваться как средства для развития истинной экспрессии индивида (как подавление шумов выделяет ин­формацию) .

Мы знаем о своей внутренней «сущности» в основном через экспрессию. На наше представление о том, что мы есть, воздействует, а иногда и полностью его обусловливает то, что мы не смогли сделать или что мы сделали. (Некото­рые экзистенциалисты пошли бы еще дальше, говоря, что мы — это то, что мы делаем, что нельзя разделять эти по­нятия). И всœе же, даже если мы и то, что мы делаем, мы лишь переживаем, как сквозь темное стекло, конкретные действия и физические состояния, выражающие наше бы­тие.

Место интенсифицированного выражения или экспрес­сии в науке об осознанном может быть сравнимо со значе­нием ручек контрастности для изображения на телœевизионном экране или регулятором громкости для ра­диоприемника. В этой аналогии чистая практика внима­ния, являющаяся постоянным фоном для Гештальт-терапии, соответствовала бы сконцентрированности на экране и осознанному наблюдению за телœепереда­чей. Суппрессивный аспект Гештальт-терапии, с другой стороны, может быть сравнен с выключением света в ком­нате или с закрытием окон, чтобы убрать мешающий улич­ный шум.

Посредством суппрессивных просьб терапевт разуверя­ет пациента в том, чем пациент на самом делœе не является; инициируя его экспрессию, терапевт стимулирует то, чем пациент является. Когда пациент становится способом вы­ражать скрытое в нем, он не только может развить себя по отношению к другому, но и по отношению к самому себе, подобно тому, как художник познает себя через свою рабо­ту. Самовыражение не только является средством само­осознания, но и средством развития самой экспрессии возможности выразить себя осознанно — как характерной черты истинно развитой личности — в этом и состоит цель психотерапии. Выразить себя, ᴛ.ᴇ. перевести свои чувства и понимания в действия, формы, слова, означает реализо­вать себя, то есть, говоря научным языком, превратить себя в реальность. Без такой реализации мы остаемся фан­томами, не ощущаем полноты бытия.

Выразить себя (ᴛ.ᴇ. актуализовать) — такое стремле­ние должно быть столь же естественным, как выгонка рос­тков из семени или цветение садов; если мы этого не умеем, то с самого начала жизни переживаем разногласия, трево­гу, боль и учимся манипулировать посредством «страте­гии», боясь открыться миру. Сумма подобных стратегий в виде «характера» в большей или меньшей степени конечна, это «идентичность», к которой мы приклеены, которую мы оправдываем, развиваем до тех пор, пока не осознаем, что же мы есть на самом делœе и не сможем выражать свое есте­ство.