взлом

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Валеология ВАЛЕОЛОГИЯ: НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
просмотров - 338

К особенностям современного российского образования относится его принципиальная "открытость" к разнообразным "моделям" и многовидовым "новациям". Подобное состояние свидетельствует прежде всœего о потере стабильности, об очередной попытке сломать традицию, т. е. об очередном "революционном" состоянии, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ втягивается отечественная школа, что и говорит о ее неблагополучии. Формой проявления этого неблагополучия является появление многочисленных "новаторов", "авторов" новых "методик" и "программ", а также скоропостижное введение в учебный процесс новейших "дисциплин". Одна из них - валеология.

Учреждение в системе среднего и высшего образования России новой дисциплины "валеологии" - свидетельство судорожной реакции некоторых необразованных чиновников от образования отреагировать на "реформы", которые провозглашены как очередные "новые" задачи, они же и ценности для страны. "Что сделали нового? Как провели реформы? " - спросило вышестоящее начальство. "Ввели новую дисциплину - валеологию!" - ответили нижестоящие чины. Валеология - явление перестроечно-революционного состояния российской действительности.

Первые программы и "учебные" разработки этой новой "науки" датированы 1997 годом. Откуда же взялась новая наука? Где она успела сформироваться? Каковы ее цели и задачи? Кто ее создатели? Каков ее предмет и в чем новизна ее методов? В чем заключается ее практическое значение? На этой группе вопросов традиционно основывается оценка научно-методологической корректности и состоятельности любой конкретной темы конкретного научного исследования, не говоря уже о новой учебной дисциплинœе в образовательных учреждениях для детей.

Каковы теоретические источники и методологические принципы предмета "валеология"? Ответы на эти вопросы должны прояснить историко-научную и мировоззренческую определœенность "валеологии". С ответами на эти вопросы связана и правовая корректность преподавания этой дисциплины в школах России, конституция которой гарантирует защиту прав и свобод граждан, в том числе и в сфере образования. Прежде всœего попытаемся определить, к какому виду научного знания относится эта "дисциплина". Для этого обратимся к официальному документу, который утвердила в 1998 году Российская Академия Наук. Этот документ принято называть - "Перечень приоритетных направлений фундаментальных исследований". По сути своей данный документ призван отличаться от традиционных - классических классификаций наук, на которые, как правило и должны ориентироваться учебные школьные программы, включающие изучение таких классических наук, как математика, физика, химия, биология, история, литература и т. д. "Перечень приоритетных направлений" - документ, ко­торый отражает изменения тенденций в развитии мировой науки, соотносится с открытиями, которые происходят постоянно. Основу этого "Перечня" составили предложения и рекомендации всœех отделœений и институтов Российской Академии, которые в свою очередь проанализировали, обобщили рекомендации, опыт и состояние мировой науки. Неудивительно, что в постановлении, сопровождающем данный документ, написано, что научные учреждения РАН должны руководствоваться в своей деятельности, а также при подготовке заданий по планам работ, "Перечнем приоритетных направлений фундаментальных исследований". С полным основанием заверяем, что Раздел 4 "Науки о жизни", который захватывает весь спектр научных исследований различных жизненных процессов, а также условий жизнеобеспечения, включая экологию и "физиологические механизмы адаптации", не содержит ничего, что может составить какое-либо подобие или приближение к тому, что принято называть "валеология". Можно ли обвинить Российскую Академию наук в некомпетентности? Вряд ли . Скорее под эту оценку